История современного бензина начинается в 19 веке, когда стала возможной переработка парафина из сырой нефти.
В 1847 году шотландский химик Джеймс Янг обнаружил в каменноугольной шахте города Алфретон природную протечку нефти, после чего, подробнее изучив жидкость, смог выделить из нефти легкую субстанцию для использования в масляной лампе. В более густой консистенции масло оказалось пригодно для смазки оборудования.
В 1846 в Баку, Азербайджан, впервые буровым инструментом была пробурена скважина глубиной 21 метр для подробного исследования нефти.
1848 году Янг основал небольшое производство по очистке нефти. Полученное масло начало пользоваться популярностью, но поставки из угольной шахты становились меньше, и в 1951 году она оказалась опустошена. Однажды Янг заметил подтеки масла на песчаниковой крыше угольной шахты и решил, что нефть появляется там под воздействием жары и что возможно производить ее искусственно.
Следуя этой идее, он провел много экспериментов и в конце концов смог успешно получить жидкость, похожую на бензин, через перегонку каннельского угля при низких температурах.
Янг обнаружил, что с помощью медленной дистилляции можно получить еще несколько схожих по свойствам полезных продуктов — один из них он назвал парафиновым маслом, так как при низких температурах оно затвердевало, напоминая парафиновый воск.
В 1850 году компания Янга Young & Meldrum и геолог Эдуард Уильям Бинни создали партнерство E.W. Binney & Co. Они стали владельцами первого коммерческого масло- и нефтеперерабатывающего завода в мире, используя локально добываемые материалы: богхед, сланцы и битуминозный уголь. На заводе производился лигроин, или тяжелый бензин, и смазочные масла; твердый парафин и парафин, используемые как топливо, начали продаваться только в 1856 году.
Канадский геолог Абрахам Пайно Джеснер усовершенствовал процесс выделения жидкого топлива из угля, битума и горючих сланцев. Свое открытие он называл «керосин»: жидкость сгорала, не выделяя копоти и была значительно дешевле конкурирующих продуктов, как, например, ворвань.
К 1854 году Джеснер, расширяя производство, основал североамериканскую керосиновую компанию (North American Kerosene Gas Light Company) на Лонг-Айленде в Нью-Йорке.
Спрос на продукцию достиг предела, возможностей производства уже не хватало, когда проблема была решена открытием нефти, из которой производить керосин было значительно проще.
Нефтяник Эдвин Дрейк, первопроходец разведочного бурения в США, открыл свою первую скважину в соседнем штате, Пенсильвании, где также занимался очисткой нефти для получения керосина. Хотя и другие продукты, включая бензин, могли быть изготовлены через дистилляцию, Дрейк отбрасывал их, как ненужные. Так происходило до 1892 года, когда с изобретением автомобиля бензин станет ценным топливом.
Бизнесмен Самуэль Киер, считающийся дедушкой американской нефтепромышленности, в 1853 году учредил в Питтсбурге первый американский нефтеперерабатывающий завод. В дополнение к активной нефтедобыче на севере Америки одна из первых нефтяных скважин была пробурена в 1858 году в Канаде. Это открытие в Ойл Спрингс положило начало нефтяному буму, который привлек в этот район тысячи спекулянтов и рабочих.
В 1910 году значимые месторождения были открыты по всему миру, и добыча нефти достигла промышленных масштабов.
К 1920 году девять миллионов автомобилей, приводимых в действие бензиновым топливом, появились на дороге, как и заправочные станции. Сегодня бензин — это топливо для подавляющего большинства транспортных средств в мире.
До и после первой мировой войны наличие и доступность нефти стали играть определяющее значение для вооруженных сил, особенно во флоте из-за замены угля на нефть, и из-за все более активного использования автомобильного транспорта, танков и самолетов. Значение нефти не снижалось и в последующих конфликтах 20 века, включая Вторую мировую войну, когда объекты нефтедобычи были важный стратегическим имуществом и подвергались масштабным бомбардировкам. В 1938 году огромные запасы нефти были обнаружены вдоль побережья Персидского залива.
К 1950-м годам автомобили становились больше и быстрее, и для повышения октанового числа в бензин добавлялся свинец, такой бензин назывался этилированным.
Неэтилированный бензин был представлен в 1970-ых, когда вред, наносимый здоровью от высокотоксичного этилированного, стал очевиден. Окончательно продажа этилированного бензина прекращена в большинстве стран 1996 году. Сейчас в розницу обычно продается четыре сорта бензина (Standard, Regular, Premium и Super).
Во время энергетических кризисов 1973 и 1979 года в СМИ активно освещались объемы добычи нефти в разных странах. Нефть была признана ограниченным ресурсом, что породило вопросы об экономической целесообразности ее использования, как источника энергии.
Сейчас все большую популярность получает бензин с разным процентом содержания биотоплива (в основном как этанол и биодизель). Бразилия и США являются лидерами в производстве и использовании биотоплива.
Нефть остается ценной, как передвижной источник питания, использующийся в большинстве транспортных средств, и как основа многих промышленных химикатов, что делает ее одним из важнейших мировых товаров.
Три страны, в которых сейчас лучше всего развита нефтедобыча, это Саудовская Аравия, Россия и США.