Российский авторынок в 2017-ом
В 2017 году российский автомобильный рынок начал свой рост после почти двукратного падения в 2015 году и стагнации в 2016-ом. Продажи, в частности, новых легковых автомобилей выросли на 11,9% (до 1,6 млн ед.), рост продаж грузовиков превысил 50%, отмечается в исследовании рынка Ernst & Young (EY, одна из крупнейших мировых аудиторско-консалтинговых компаний).
Основными причинами роста стали не оздоровление экономики или рост покупательских возможностей, как может показаться, но реализация отложенного спроса, старение автопарка и значительная государственная поддержка.
Директор EY Андрей Томышев считает, что тренд продолжится: «Мы высоко оцениваем долгосрочный потенциал российского рынка, который объясняется низкой степенью обеспеченности населения автомобилями, солидным возрастом автопарка, продолжением государственной поддержки сектора и развитием бизнеса в РФ крупными международными игроками».
По прогнозам аудиторов, продажи авто в России продолжат расти, к 2020 году став выше еще в 1,5 раза, — сравнивая первые полугодия 2017 и 2018 года, в текущем году продаж уже на 18% больше.
Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер заявил, что, по его оценке, кризис в отрасли уже окончательно позади.
Рынок автолизинга
Объем всего лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48%, достигнув 1,1 трлн рублей, и тем самым превысив исторический максимум.
Автомобильный лизинг стал вторым по количественным показателям драйвером роста после сегмента железнодорожного транспорта.
Рынок автолизинга в прошлом году вырос на 47%, до 382 млрд рублей, и его доля составила около 35% лизингового рынка.
Росту лизингового рынка способствовали программы господдержки в транспортных сегментах, а также продолжающееся снижение ключевой ставки, что привело к увеличению объема профинансированных средств за счет банковских кредитов, — отмечает Руслан Коршунов, директор по банковским рейтингам RAEX (Эксперт РА).
Треть сделок по лизингу автотранспорта в 2017 году прошла с использованием государственного субсидирования, когда авансовый платеж для клиента устанавливается на уровне 10% и Правительство компенсирует эти условия лизингодателю.
Такие субсидии применяются в разные годы для разных сегментов. Ранее стимулировался спрос на продажи российских и выпускающихся в России легковых автомобилей, в 2017 субсидии действовали при продажах грузовиков, в итоге в 2017 году 57% продаж в автолизинге пришлось на грузовики.
«Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик», — сообщает Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан».
На 52% увеличилось общее число сделок в сегменте малого и среднего бизнеса — 80% от всех сделок в автолизинге в 2017-ом.
«Компании не боятся выходить на финансовый рынок, активно используют существующие инструменты, прежде всего лизинг: в 2017 году на условиях финансовой аренды было приобретено более 72% грузового транспорта и около 9% легковых автомобилей», — рассказывает генеральный директор компании Газпромбанк Лизинг Максим Агаджанов.
Кредитные продажи, для сравнения, — 50% от всего автомобильного рынка.
Поддержку рынку оказал и операционный лизинг, составивший 21% от лизинговых сделок (против 16% годом ранее).
Александр Кожевников, генеральный директор ООО «МКБ-лизинг» считает, что наращивание у лизинговых компаний определенных компетенций приведет к развитию оперлизинга в сегментах морских судов, спецтехники и транспорта.
Автолизинг для физических лиц
В настоящее время абсолютным большинством потребителей услуг лизинга являются юридические лица. Доля сделок лизинга с физическими лицами не превышает 1% нового бизнеса.
На следующем графике показаны основные причины отказа потребителей от лизинга, по результатам опроса, проведенного RAEX (Эксперт РА).
«Физические лица не являются плательщиками НДС, поэтому освобождение от избыточной налоговой нагрузки должно повысить популярность потребительского лизинга как способа приобретения автомобиля, поскольку это нивелирует ключевое преимущество автокредита перед лизингом», — отмечает Александр Михайлов.
Сейчас лизингодатели ведут работу по популяризации инструмента, внедряя сервисы, которые могли бы повысить привлекательность лизинга для граждан. В том числе и IT-решения — перевод сопутствующих услуге операций в онлайн, создание мобильных приложений.
«По мере распространения потребительского лизинга в России будет расти интерес к IT-решениям, позволяющим потенциальным клиентам взять автомобиль в лизинг / аренду с помощью мобильного телефона за один-два дня без каких-либо контактов с лизинговой компанией и даже дилером», — комментирует Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».
Рэнкинги лизинговых компаний
По данным исследования Эксперт РА «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх», 66% всех договоров лизинга в 2017 были сконцентрированы в топ-10 лизинговых компаний, это компании (по расположению в рэнкинге): Государственная транспортная лизинговая компания, «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «ЛК «Европлан», «Трансфин-М», «Балтийский лизинг», «Сименс Финанс», «Альфа Лизинг», «РЕСО-Лизинг».
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев. В проекте может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная на территории РФ.
На транспортные сегменты в 2017 году пришлось около 80% лизингового портфеля:
Крупнейшие лизинговые компании предоставляют услуги сразу в нескольких сегментах рынка лизинга. Доля автолизинга, как мы уже говорили, на рынке составляет 35%.
Чтобы получить представление о расстановке сил в российском автомобильном лизинге обратимся к рэнкингу Leaseurope (Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний, миссия которой заключается в предоставлении экспертного анализа состояния европейского рынка лизинга). Публичная версия исследования — здесь.
Оба упомянутых исследования считаются самыми авторитетными в оценке лизингового рынка в России.
В рэнкинге по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте автолизинга в 2017 году российские компании расположились так:
Рэнкинг российских компаний по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте лизинга легковых автомобилей:
Рэнкинг российских компаний по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте лизинга коммерческого транспорта:
Конкурентные факторы лизинговых компаний
Одним их важнейших для клиента факторов при выборе компании остается, конечно, стоимость услуги лизинга. Преимущество лизинга перед другими способами финансирования — скидки, которые лизингодатели, как крупнейшие покупатели, получают от дилеров и которые передают своим клиентам.
«При сбалансированном сроке и авансе по договору лизинга, а также за счет скидки ЛК «Европлан» на автомобиль стоимость его покупки по договору лизинга (в том числе с учетом стоимости услуги лизинга) зачастую оказывается меньше стоимости покупки за собственные денежные средства клиента либо может быть равна ей», — поясняет Александр Михайлов.
Следующей, и в большинстве случаев самой важной, является возможность компании предоставить гибкие условия лизинга в зависимости от особенностей запроса клиента. Скорость, адаптивность и стремление к здоровому сотрудничеству — предпосылки успешного взаимодействия компании с индивидуальными и коммерческими лизингополучателями.
Важным фактором для потребителя выступает и разнообразие дополнительных сервисов — регистрация авто в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка ТС, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкупа авто и другие, которые повышают комфорт клиента при использовании финансовых услуг.
Юридически важная для клиента особенность лизинга в том, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании до окончания договора лизинга. И при возникновении у компании финансовых проблем, которые ведут к конфискации имущества, лизингополучатель будет вынужден передать предмет лизинга лизинговой компании без получения компенсации за внесенные платежи. Поэтому очень важно перед заключением оценить надежность компании, которая лучше всего выражается в ее возрасте, количестве реализованных сделок, позитивном имидже в СМИ (если источников достаточно).
Прогноз
Cогласно прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2018-м развитию лизинга будут способствовать дальнейшее снижение кредитных ставок и программы господдержки, однако из-за высоких результатов предыдущего года темп роста рынка замедлится до 20%.
По мнению начальника аналитического департамента компании "Альпари" Александра Разуваева, в ближайшие годы малый и средний бизнес будет увеличивать покупки автотранспорта в лизинг. «В ближайшие два года среднегодовые темпы роста продаж будут составлять не менее 3% по легковому транспорту и 7% по грузовикам», — считает эксперт.
Ожидается и увеличения объема продаж на потребительском рынке.
«В развитых странах на лизинг приходится до трети всех продаж частным лицам. В России лет через пять лизинг тоже может занять до трети всего рынка, то есть если всего в стране будет реализовываться три миллиона автомобилей в год, то из них в лизинг будет продаваться миллион», — считает Михаил Бахтиаров, президент холдинга Major Auto.
Отложенный спрос все еще не удовлетворен, и это будет способствовать росту рынка в 2018 году, подтверждают в EY.