История автомобильного лизинга

История лизинга — тема интересная для нашей страны в том смысле, что в России лизинг всё ещё имеет статус относительной новинки: услуга начала развиваться в начале 90-х.

Точную дату возникновения лизинга как финансовой услуги назвать сложно. В США первый бизнес по прокату автомобилей открылся в 1918 году, когда предприниматель Золи Фрэнк решил сдавать автопарк в долгосрочную аренду. Также можно вспомнить Генри Форда и его задумку применять аренду для увеличения продаж машин. Тем не менее, «отцом автолизинга» принято называть именно Фрэнка, ведь современный лизинг во многом опирается на его идеи почти столетней давности.

Во время Второй мировой войны американское правительство практиковало программу под названием ленд-лиз. Союзники страны могли получать продовольствие, технику и другие важные ресурсы. Оплачивать их предстояло после боевых действий с помощью беспроцентных займов на долгий срок. В ряде случаев (а в ряде случаев — возвращать обратно). Автомобилям принадлежало 64% из общего количества поставок — чуть меньше, чем железнодорожным рельсам с долей 72%.

Послевоенное время

Соединенные Штаты 50-е годы

В 50-е годы прошлого века началось глобальное развитие лизинговой деятельности. Появились специализированные U.S. Leasing Corp., Boothe Leasing Corp., Chandler Leasing, GECC и другие. Развитие лизинга происходило при поддержке государства и коммерческих банков США.

Услуга быстро приобрела популярность среди корпоративных клиентов. К 1960 году объемы лизинга включали в себя 600 тыс. автомобилей, а годовая выручка лизингодателей составляла 750 млн долларов. Позже лизинг охватил и Европу — скажем, в 1962 году возникла дюссельдорфская Deutsche lising GMbH. Постепенно сформировался треугольник стран-лидеров в области этой услуги: Соединенные Штаты, Западная Европа, Япония. Этот расклад неизменен и сегодня.

70-80-е годы

Крупные автопроизводители вроде Chrysler, Ford и GM пришли на рынок лизинга, как только поняли удобство новой услуги для ведения собственных дел. К концу 60-х помимо корпоративных клиентов, компании стали обслуживать физических лиц. Им предлагали автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа. В конце 70-х объем выручки лизинговых фирм в одной только Америке достиг миллиарда долларов. Немалую роль в таком подъеме сыграл автолизинг: с 1977 по 1984 лизинговый автопарк на территории Штатов составлял 1,3 млн машин. В Западной Европе автопроизводители осознали эффективность лизинга как метода сбыта, так что и там услуга процветала.

К концу 60-х о популярности лизинга свидетельствовал тот факт, что помимо корпоративных клиентов, компании стали заниматься и обслуживанием физических лиц: им предлагали автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа.

Зарождение лизинга в России

До 90-х годов лизинг в основном использовали на международном уровне: приобретались дорогостоящие объекты вроде морских судов и самолетов. С началом нового десятилетия ситуация изменилась. Предприятия перешли на арендные формы хозяйствования, внутренних лизинговых сделок становилось все больше.

Вот основные этапы этого периода:

  • В 1994 появилась Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг»;
  • К 1997 году общий объем сделок, заключенных участниками ассоциации, составил 2,8 трлн рублей;
  • Кризис 1998 года сильно ударил по лизинговым компаниям, но в посткризисный период отрасль показала значительный рост;
  • После 1998 года, одного из важных моментов в истории лизинга, зарождаются многие ключевые сегодня компании-игроки рынка.

В 1999 году открылся Европлан — компания, вот уже 18 лет следующая четкому вектору: предоставлению в лизинг легкового и грузового транспорта. Фокусировка на конкретном направлении позволила Европлану стать лидером сегмента в России.

2000-е годы

Вместе с экономикой в начале тысячелетия продолжил расти и лизинг. Профильные компании повышали качество услуг, развивали базы клиентов и партнёров. Происходили изменения в законодательстве: так, в 2002 появилась гл. 25 НК РФ, частично закрепившая льготный налоговый режим для сделок лизинга.

35%
доля автомобилей на рынке лизинга

Сегодня российский автолизинг также эволюционирует. Его доля на общем рынке составляет 35%, что дает право называть сегмент драйвером всего лизинга. Рыночное отставание от Запада постепенно сокращается. Люди все чаще предпочитают лизинг как способ приобретения авто. Бизнесмены по-прежнему хотят иметь машины сразу в своей собственности — в отличие от некоторых зарубежных стран, где первичен факт пользования, а не обладания транспортом. Тем интереснее посмотреть, как лизинг в России будет дальше двигаться по пути своей эволюции.

Услуги
Закрыть